С этой минуты
Часть 12 из 14
читать
Я стою посреди комнаты и смотрю на кости, сложенные на одной из двух кроватей.
Это мой отец?
Мысли слишком спутаны, чтобы совершать умозаключения. Лектер сказал, что это он, и я верю.
- Где же его значок-звезда, Клариса?
Будто я знаю, чёрт побери.
Хотя... может, и знаю.
- Власти городка забрали. Сказали, она стоит целых семь долларов.
Да, я действительно помню это. Скряги чёртовы.
- Вот, каким он теперь стал.
То есть, сюрприза под кроватью не будет? Я вижу, все кости сложены в правильном порядке.
- Вот, что с ним сотворило время, - продолжает Лектер.
Не хочу видеть отца таким. Мне нужно что-то... что-то... нужно...
Нужна звезда.
Звёздный свет, яркий свет...
Ради всего святого, Старлинг. Находясь в одной комнате с самым опасным человеком на свете, ты продолжаешь думать о Диснее. Уж лучше бы цитировала битлов.
Где?..
Я убегаю, не извинившись, и через несколько минут возвращаюсь со значком Джона Бригема.
Лектер всё ещё в комнате. Он смотрит на меня, потом на значок в моей руке. Я подхожу к кровати и кладу его на простыню.
- Что этот значок значит для Вас, Клариса? Ведь вы прострелили один, там, в амбаре?
Это привычка такая – тыкать носом в очевидное? Всё равно, что это значит для меня, ясно? Просто я знаю, что не могу позволить отцу лежать тут без этого значка. Особенно, когда рядом стоишь ты. Я чувствую: рано или поздно совершу нечто такое, что отец не одобрит. Так что я хочу, чтобы он просто увидел. Увидел лучшую часть меня, пока она ещё жива.
Но вслух я произношу другое.
- Для него эта железка значила просто всё.
Для него... но не для меня.
Для меня значок больше ничего не значит.
Боже мой...
- Да что он понима-а-ал...
Не думая толком, что делаю, я беру череп отца в руки и усаживаюсь с ним на другую кровать. Чувствую, что вот-вот заплачу. Непонятно только, из-за чего.
А должна бы знать.
Подолом своего пуловера я закрываю лицо, пряча слёзы. Не хочу плакать перед ним. Но не могу больше сдерживаться.
Он смотрит на меня. Он ждёт, когда я заговорю... Когда объясню всё сама.
Но он не хочет доказывать своё превосходство.
И никогда не хотел.
А я теперь понимаю кое-что. Порой можно и поплакать.
Иногда.
Да-да... это прогресс... дать волю своим эмоциям.
Да будет так.
- Я люблю тебя, папочка. Ты всегда был так добр ко мне. Тогда было самое лучшее время в моей жизни.
Может, именно поэтому мне так грустно. Потому что я собираюсь пожертвовать лучшим временем своей жизни ради другого – которое, боюсь, может оказаться ещё лучше. Лучше, чем воспоминания.
Он протягивает чистую салфетку, которую я просто сжимаю в руке. Мне это не нужно.
Но Лектер так не думает. Забрав у меня салфетку, сам утирает мои слёзы.
Мне нравится это ощущение. Очень.
Почти сразу же с души спадает тяжесть. И я даже начинаю ощущать своеобразное недовольство. Не пойму: то ли он самый предусмотрительный человек на свете, то ли самый бесчувственный подонок? Прямо сейчас я нуждаюсь в том, чтобы меня утешили, и было бы неплохо...
Да... отрицать не буду. Но это неважно. Всё неважно.
- Клариса, оставляю Вас наедине с этими останками. Останками, Клариса. Можете сколько угодно взывать к его пустым глазницам, ответа всё равно не дождётесь.
Хорошо. Не хочу, чтобы он сейчас говорил что-то о моём выборе. К которому я пришла сама, по своей воле. И у меня нет иллюзии, будто удастся ничего не выбирать.
Лектер кладёт руки мне на голову.
- Всё, что Вам нужно от Вашего отца, находится здесь, у Вас в голове. И судить об этом будете Вы, а не он.
О Господи. От его слов мне действительно становится легче. По-настоящему.
Так, что даже страшно.
- Теперь я ухожу.
Нет, не надо...
- Свечи Вам оставить?
- Да, пожалуйста.
- Когда будете уходить, возьмите только то, что Вам действительно нужно.
И он оставляет меня. Оставляет с моим отцом, а я продолжаю просто сидеть и смотреть на кровать, где лежат его останки. Он сказал, что можно кричать и плакать, но я не хочу. Совсем. Может, раньше... давно. Но теперь я всё решила. Теперь я знаю, чего хочу.
Выходя из комнаты, бросаю взгляд на значок Джона. Взять с собой только то, что действительно нужно...
Я рада, что ухожу с пустыми руками. В этой комнате больше нет ничего ценного для меня.
И никогда не будет.
Он играет на каком-то незнакомом мне инструменте, и некоторое время я просто стою рядом, не выказывая ни малейшего признака нетерпения. Просто наслаждаюсь музыкой. И его талантом.
Мне нравится смотреть на него.
Пока он играет, я мысленно прощаюсь со своей прежней жизнью, которую никогда не увижу больше. Но зато теперь у меня будет новая жизнь. Даже если он и не захочет стать её частью... Не знаю. Правда. Знаю только, что он положил начало переменам, и теперь я уже не вернусь обратно.
Когда он заканчивает играть и оборачивается, я грустно улыбаюсь. Но грусть моя никак не связана с отцом. Просто мне жаль всех тех лет, потраченных зря, и жизни, прожитой вслепую, когда я даже если смотрела – всё равно ничего не замечала.
Мне жаль всех лет, что прожила в казённых местах и прослужила организации, которая меня не ценила и по чьей вине я пережила тяжкое падение.
Но мне не грустно при мысли о будущем.
Я устала искать ответы в прошлом, а в признании и достижениях – надежду. Пришло время сосредоточиться на «здесь и сейчас».
Думаю, теперь я осознаю, что делаю.
И рада этому.